Дата:  17.3.13 | Раздел: 

Особенности обеспечения безопасности рок-концертов.

В настоящее время активно развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно растет. Активный рост или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.

Современные культурно-массовые мероприятия оперируют такими режиссерскими выразительными средствами, как массовая сцена, где занято много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы.

Социальная и политическая напряженность в обществе способствует росту протестных акций со стороны социально незащищенных слоев граждан, экстремистки настроенной молодежи. В ходе массовых публичных мероприятий все чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Нередко под прикрытие подобных правонарушений осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, вандализм, хулиганские действия и др. При этом наиболее часто подобные действия происходят во время проведения рок-концертов.

Характерные особенности рок-концертов.  

Рок-концерт является одной из разновидностей массовых мероприятий и согласно классификации относиться к мероприятиям культурно-развлекательного характера с значительным числом участников. Следует отметить, что Рок  – это нонконформистское течение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческой музыке и вообще «сытому» образу жизни, отрицание всех и всяческих канонов. Рок как вид искусства есть некий вариант особого действа, соединяющего в себе как музыку, так и театрально-артистические элементы. Это особая форма непосредственного контакта между исполнителями и залом. При этом с учетом специфики рок-музыки, как социального движения, среди ее слушателей нередко сильны протестные, анти-социальные идеи, желание бросить вызов устоям, эпатировать, или, даже, шокировать обывателя. Это может проявляться и в определенном поведении, нередко демонстративно девиантном, так и просто во внешних элементах (внешний вид, одежда, аксессуары). Нередки случаи, когда участники рок-концертов, как из числа зрителей, так и из числа музыкантов, употребляют алкогольные напитки или, даже, наркотические препараты, в том числе и непосредственно во время самого концерта. В связи с этим, рок концерты практически  всегда проходят на грани нарушения общественного порядка, а, нередко, переступают ее. Ситуация значительно осложняется еще и тем, что рок-музыка в достаточной степени популярна, особенно в молодежной среде, и, как следствие, привлекает значительное количество участников подобных мероприятий, что, в свою очередь, приводит к появлению дополнительных угроз.  

Психология массовых мероприятий. 

Говоря о безопасности любого массового мероприятия нельзя обойти вниманием психологический аспект. Социологами и психологами давно изучается так называемый «феномен толпы». Как отмечают ученные, в большой группе людей происходит некое усреднение. В толпе исчезает личность и чувства, а мысли отдельных людей сглаживаются. Она обладает как бы единой душой. Интеллект отдельных участников толпы  отключается, человек перестает осознавать себя индивидуальностью и начинает мыслить и действовать в едином порыве с окружающими. Он становиться легко управляемым и внушаем, не может полноценно контролировать свои эмоции и действия. Люди живут эмоциями толпы, а эмоции эти очень яркие: буйство, свирепость, энтузиазм, героизм. Учитывая тот факт, что во время рок-концертов его участников объединяют общие музыкальные предпочтения и сама атмосфера способствует ощущению единения, данный феномен проявляется в еще большей степени.

Отдельное внимание следует уделить структуре толпы. Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя, имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.). При этом характерно движение одних людей к центру толпы, а других, наоборот, к периферии. В случае рок-коцерта центром толпы будет выступать сцена.

Этот процесс (перемешивающие движения), имеет двоякое значение: с одной стороны, оно рассматривается как средство распространения информации в толпе, с другой позволяет разделить людей по степени их активности. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии.У толпы также существуют определенные границы Они обычно носят очень подвижный характер, в результате чего постоянно меняется положение людей зачастую помимо их воли и желания. Так, просто любопытный может неожиданно оказаться в центре толпы в результате присоединения к ней новой группы людей. С учетом того, что, как уже было отмечено ранее, рок-концерт по своей сути изначально более конфликтогенен, «феномен толпы» может оказывать крайне негативное влияние, которое может выражаться в переходе концерта в стадию массовых беспорядков, актов вандализма и насилия. Данные факторы, безусловно, должны быть учтены при организации, проведении и обеспечении безопасности рок-концертов.

Потенциальные опасности при проведении рок-концертов.

Оценить потенциальные опасности во время проведения рок-концертов можно по следующим примерам:  

Во время проведения концерта группы Металлика9 августа 1992 года, в городе Монреаль, Канада на сцене использовались пиротехнические установки. Вокалист группы забыв о мерах безопасности прошел вблизи сопла файр-пушки, которая в этот момент сработала. В результате он получил ожог левой руки третьей степени.

23 мая 2000 года, Лондон, Великобритания музыканты группы The Toilet Boys желая поразить своих слушателей прикрепили пиротехнические устройства к грифам своих гитар, направив их в момент выстрела вверх, в сторону потолка На потолочных балках оказались неубранные с предыдущего концерта сетки, которые  загорелись, и горящие элементы и искры посыпались на переполненный зал, началась паника, в результате которой несколько человек получили телесные повреждения.

Во время проведения рок-фестиваля "Торнадо-2010", около города Миасса Челябинской области было совершенно массовое побоище. Около 100 неизвестных, вооруженных дубинками, кусками арматуры и травматическими пистолетаминакануне вечером ворвались на территорию лагеря имени Зои Космодемьянской, где проходил фестиваль, и начали избивать его участников. В итоге, по данным властей, 17 человек получили ранения, двое из них госпитализированы. В последующем выяснилось, что организатором нападения выступил владелец местного кафе, которому не понравилось поведение гостей рок-фестиваля. Безопасность на фестивале обеспечивали всего 30 сотрудников частного охранного предприятия и 35 сотрудников правоохранительных органов. При этом у стоявших по периметру охранников не было специальных средств связи и они не смогли адекватно среагировать на нападение.

Во время проведения концерта рок группы «Oasis» лидер группы подвергься нападению агрессивного фаната и получил телесные повреждения средней тяжести. Нарушитель был задержан охранниками и передан в полицию.

5 июля 2003 о время многотысячного рок‑фестиваля «Крылья», проходившего на Тушинском аэродроме в Москве, погибли 16 человек, включая двоих женщин, приведших в действие взрывные устройства, 57 человек были ранены. По версии следствия, террористки скорее всего собиралась пройти к сцене и подорвать себя в толпе зрителей. Однако обнаружив, что все зрители проходят предварительный контроль с применением металодетектора они взорвали себя. На террористках, под одеждой, была надета матерчатая пояс-сумка, набитая примерно 300—400 граммами пластиковой взрывчатки (около 1 кг в тротиловом эквиваленте) и россыпью металлических шариков и обрезков гвоздей.

4 октября 2007 во время концерта в одном из рок-клубов Санкт-Петербурга был предотвращен теракт. Возле сцены была обнаружена сумка с тротиловой шашкой, использованной петардой, подключенным проводами к элементам питания электронного будильника и пакетом с 800 граммами шурупов и саморезов. На концерте присутствовали более 300 зрителей.

Десять человек погибли и несколько ранены в результате давки, возникшей 10 февраля 2008 года на выступлении местной панк-группы в столице индонезийской провинции Западная Ява городе Банданг. Пришедшие зрители были в основном подростки  находившиеся в нетрезвом состоянии. Кроме того, помещение бывшего кинотеатра, где проходил концерт, было переполнено.

12 сентября 2005 года во время рок-концерта на филиппинском стадионе Аморанто в пригороде Манилы Кесон-сити произошла давка. В результате инцидента 4 человека погибли и 15 получили ранения. Давка началась, когда группа молодых людей попыталась пройти на стадион вне очереди. Ворота были временно закрыты, однако ожидавшие снаружи решили, что помещение полностью заполнено, и попытались прорваться туда силой. В возникшей давке четверо поклонников рок-музыки получили смертельные травмы. Еще 15 госпитализированы в местные больницы с более легкими ранениями.

При пожаре на рок-концерте в Бразилии погибли 233 человека.  в ночном клубе Kiss в городе Санта-Мария во время концерта местных рок-групп, на котором присутствовало не менее тысячи человек — в основном студенты местного университета. Всего помещение клуба было рассчитано на 2 тысячи посетителей. во время выступления группы Gurizada Fandangueira, один из находящихся на сцене музыкантов использовал пиротехническое средство, известное под названием "серебряный дождь", искры от которого и спровоцировали возгорание звукоизоляционного покрытия потолка.

Музыканты попытались погасить огонь сначала водой, а затем с помощью огнетушителя. Однако их попытки оказались напрасными, помещение заволокло ядовитым дымом за три минуты.

До 90% всех жертв погибли в результате удушья или отравления токсичными газами: они не успели выбраться наружу из-за давки, образовавшейся в помещении.

С итогом анализа вышеприведенных случаев можно вывести следующие потенциальные угрозы:  

1)      Массовые беспорядки и хулиганские действия;

2)      Акты вандализма и насилия;

3)      Умышленное уничтожение публичной и частной собственности;

4)      Пожары, чрезвычайные происшествия;  

5)      Гибель или телесные повреждения в результате паники, давки;

6)      Покушение на жизнь и здоровье исполнителей или слушателей;

7)      Террористические акты;  

Исходя из этого, определяются лица, ответственные за обеспечение безопасности рок-концерта. Которые при содействии сотрудников правоохранительных органов, формируют план обеспечения безопасности и предпринимают все необходимые меры для предотвращения и нейтрализации потенциальных угроз.

Выводы

1) Проведение рок-концертов целесообразно на специальных площадках (в том числе открытых) оборудованных системами пожарной сигнализации и пожаротушения, системами видеонаблюдения, системами ограничения и контроля доступа, а дополнительной защитой сцены, антивандального исполнения интерьера, с целью предотвращения его порчи, уничтожения или использования его элементов в качестве оружия.

2) Как правило, с целью предотвращения массовых беспорядков, организаторы применяют жесткое физическое противодействие силами правоохранительных органов. Однако практика показывает, что нередко именно чрезмерно жесткие действия полицейских приводят к эскалации конфликтов и проявления все большей агрессии. В том числе, со стороны умеренных фанатов альтернативной музыки, которые первоначально не были настроены на подобные действия, но прибегли к ним, вследствие накаляющийся обстановки и несогласия с поведением полиции. 

3) Целесообразным является привлечение к обеспечению безопасности рок-концертов не только сил полиции, задачей которой, в силу закона является поддержание, обеспечение и восстановление общественного порядка и безопасности, но и сотрудников частных охранных организаций, привлекаемых на контрактной основе, которые при тесном взаимодействии позволяют значительно повысить эффективность уровень безопасности мероприятия.

4) Лица, занятые в обеспечении безопасности концерта должны иметь специальную подготовку, обладать необходимыми навыками и опытом в пресечении массовых беспорядков, предотвращении паники и организации эвакуации в случае чрезвычайных происшествий. Они так же должны быть оснащены необходимыми средствами связи, экипировкой и специальными средствами. 

5) Организаторам и лицам ответственным за безопасность следует активно сотрудничать с фанатами с целью предотвращения возможных негативных ситуаций, а также привлечения их для обеспечения общественного порядка во время концерта и после него.

6) Следует признать положительной тактику, когда все прибывающие на рок-концерт проходят предварительный контроль, в ходе которого выявляются лица,  имеющие колюще-режущие предметы, фейерверки, петарды или иные предметы которые могут представлять опасность. Не допускаются на рок-концерт лица в состоянии алкогольного, или наркотического опьянения, а также находящиеся в состоянии сильного душевного волнения и своим поведением провоцирующие негативные действия.  Во время рок концертов не реализуются крепкие алкогольные напитки, за исключением пива и запрещена стеклянная тара.

7) Особое внимание следует уделять предотвращению террористических актов. С этой целью организаторы и лица, ответственные за обеспечение безопасности должны активно взаимодействовать с специальными службами, а также осуществлять предварительный оперативно-технический осмотр места проведения концерта и текущий, оперативный контроль за ситуацией, с целью недопущения потенциальных террористов на мероприятие.

 Чернов Александр
Брединский Анатолий
www.sec4all.net
 
Список используемой литературы

1.      Закон Республики Молдова «О деятельности полиции и статусе полицейского» от 27.12.2012.

2.      Закон Республики Молдова «О частной детективной и охранной деятельности»

3.      П.А. Гнесь. «Тактика охранной деятельности» Санкт-петербург 2002 г. 125 стр.

4.      «Социальная психология. Словарь.» Под ред. М.Ю. Кондратьева. – М. 2006 176 стр.

5.      Кон И.С. «Психология ранней юности: Кн. Для учителя.» М., 1989. 256 стр.

6.      Лебон Г. «Психология народов и масс.» Спб.: ЗАО Питер. М., 1999.311 стр.

7.      А.Г. Брединский «Осторожно – толпа!» Журнал «Городское управление» - Обнинск (Россия) № 1 2006 г.

8.      «При пожаре на рок-концерте в Бразилии погибли 233 человека» «Зеркало недели. Украина» от 28 января 2012 г.

9.      «Массовая драка на рок-фестивале "Торнадо-2010" под Миассом» РИА «Новости» http://ria.ru/trend/mass_fight_Miass_30082010/ (доступ к ресурсу 25.02.103)

10. «На лидера группы Oasis напали во время концерта» сайт Factum Notorium http://www.factumnotorium.ru/incidents/144-oasis-nadapenie.html (доступ к ресурсу 25.02.2013) 

11. «Число жертв теракта на Тушинском аэродроме в Москве возросло до 16 человек» портал newsru.com (доступ к ресурсу 24.02.2013)

12. «На концерте в петербургском клубе на сцену бросили бомбу» Корреспондент.net http://korrespondent.net/world/russia/211878-na-koncerte-v-peterburgskom-klube-na-scenu-brosili-bombu (доступ к ресурсу 24.02.2013)




Cтатья опубликована на сайте "Безопасность для всех":
http://www.sec4all.net

Адрес статьи:
http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=1350